Игральные карты: от бога или дьявола?
Никто не знает, когда и где они впервые увидели свет. В средневековье, например, на эту тему велись настоящие теологические войны. Одни утверждали, что атласная колода – дьявольская выдумка, инструмент сатаны для преумножения людских грехов. Их здравомыслящие оппоненты пытались доказать, что, поскольку карты изначально служили средством гадания и различных магических ритуалов, это сугубо божий инструмент – для познания его воли. Интересна и легенда, связанная с древнеегипетским богом Тотом (прародителем календаря и письменности), который якобы и изобрел игральные карты.
Тот, родоначальник чисел и счета, при помощи четырех мастей он раскрыл людям основные составляющие мироздания: огонь, воздух, вода и земля. Некоторые мистики были уверены, что карточные масти символизируют не стихии, а ключевые грани человеческой натуры: любовь – черви; стремление к познанию – трефы; страсть к деньгам – бубны; напоминание о смерти – пики.
Современные же ученые склонны верить в другую версию, связывающую появление карт с Танской династией, правящей в Китае в 8-м веке. В те времена в Поднебесной бумажные деньги служили не только средством расчетов, но в них еще и играли.
На банкнотах изображался не только номинал, но и императоры, губернаторы провинций, их жены и наследники. А когда игрокам не хватало банкнот, они рисовали их дубликаты на обыкновенной бумаге. Эти дубликаты в конечном итоге и вытеснили из азартных игр настоящие купюры.
Особую «дьявольскую» окраску игральные карты получили в 1254 году, когда появился эдикт, изданный Людовиком Святым: он запрещал французским подданным любые карточные игры. Тех, кто ослушался, наказывали ударами кнута, и экзекуции, как правило, проводились публично.
В Европе же самая первая карточная колода появилась в 14-м веке где-то в Ломбардии, и называлась она Таро. Те же 4 масти изображались в виде дубинок или жезлов, денег, мечей и чаш. Но играть в такие карты было не слишком интересно, и ими стали пользоваться только для гадания.
Последущие четыреста-пятьсот лет множество художников изобретали карточную символику, состоящую и из предметов домашнего обихода, и из животных и растений. Но все это было очевидно искусственным и чересчур надуманным, и потому не прижилось.
А вот «фамильные» портреты на картах имеют уже более реальную основу. Например, червонный король – это король франков Карл Великий; пиковый король – Давид, певец и пастух (а позже – древнееврейский царь); бубновый король – Юлий Цезарь, а трефовый – Александр Македонский. Дама червей – красавица Елена Троянская; пиковая дама – Афина Паллада, греческая богиня войны и мудрости; бубновая дама – Панфизелия, королева амазонок, и трефовая – Аргина, то ли королева, то ли любовница, символ высочайшего фавора, эдакая секс-бомба.
Валеты – тоже отнюдь не безымянные рыцари: червонный – прообраз Этьене де Виньеле, храброго и язвительного офицера армии Карла VII; пиковый – Огиер Датский, непобедимый герой с двумя клинками толедской стали; бубновый – легендарный Гектор де Марэ, сводный брат Ланселота и один из благородных рыцарей Круглого стола; трефовый же – сам Ланселот, могучий воин, старший из эгиды рыцарей короля Артура.
Вряд ли кто-то из игроков, держащих в руках красочную атласную колоду, догадывается о такой богатой истории этой своеобразной галереи фамильных портретов.
с) womanism.ru/gralnye_karty_ot_boga_ili_dyavola.h...
Мы тут купили новую колоду карт.
Найди 10 отличий называется: